Авторство «Тихого Дона»

Дискуссии вокруг «Тихого Дона» разразились сразу после публикации первых томов главной русской эпопеи XX века. Центральным вопросом, над которым почти сто лет бьются сразу несколько филологических дисциплин, остается авторство этого во всех отношениях спорного текста: по мнению многих ученых, двадцатилетний Шолохов никак не мог сдюжить такую тему — по крайней мере, в одиночку.

Люди не верят, что двадцатилетний юноша с несколькими классами школы вообще мог это сделать. Странным кажется и сам текст: роман неоднороден, в нём находят хронологические ошибки, стиль письма меняется. И вот конкретные домыслы.

Первая версия: автор – это писатель-казак Фёдор Крюков. После того как он умер, Шолохов мог найти его роман и обработать (к тому же, тесть Шолохова был знаком с Крюковым). Но есть и конспирологическая теория – о секретном проекте: будто бы советские власти нашли «Тихий Дон», признали его второй «Войной и миром», но публиковать книгу под именем сторонника «белых», конечно, не хотели. И вот уже подходящему на роль автора Шолохову текст приписали, обработав как следует (и текст, и Шолохова…)

Вторая версия: автор – Вениамин Краснушкин (публиковался под именем Виктор Севский). Такую теорию выдвинул конкретный человек, лингвист Зеев Бар-Селла. Но он в основном опирается на текстологию, а стиль как раз и мог меняться потому, что Шолохов учился писать в процессе. И разнородность текста тогда от неопытности. На этом, кстати, настаивает Дмитрий Быков. Он вообще считает доказательством в пользу Шолохова то, что сама схема романа – метания между красными и белыми, между женой и любовницей – это очень просто и «по-детски», в соответствии с возрастом автора. В общем, перед нами тот случай, где пока что нельзя занять конкретную позицию, хоть история и относится к недавнему времени. © Artifex.ru

В 1974 году в Парижском издательстве «ИМКА-пресс» выходит исследование «Стремя «Тихого Дона», автором которого, как было выявлено лишь в 1990 году, стала литературовед И.Н.Медведева-Томашевская. «Стремя «Тихого Дона» – первая научная постановка вопроса. Наиболее простым путем, непосредственно ведущим к разгадке вопроса авторства «Тихого Дона», видится обращение к архивам, поиск сведений и свидетельств современников. В Советском обществе каждый более или менее заметный человек находился под постоянным наблюдением. Поэтому исчерпывающая информация может находиться в архивах соответствующих органов. Естественно, что четверть века у исследователей не только не было возможности обратиться в архивы за нужной информацией, но сама попытка, простой интерес грозили человеку серьезными последствиями.

Оставался другой путь – привлечь в свидетели сам роман «Тихий Дон». Был взят текст романа и подвергнут всестороннему анализу, в нем самом искали аргументы против авторства Шолохова или за него. Это позволило исследователю обнаружить наличие в тексте «Тихого Дона» «двух совершенно различных, но сосуществующих авторских начал» и объяснить последние причины неоднородности и взаимоисключающих тенденций в тексте. «Если говорить о духовной сути эпопеи, – пишет автор «Стремени», – то здесь наличие несколько расплывчатого, но высокого гуманизма и народолюбия, которое характерно для русской литературы 1890 – 1910 годов» Однако годами позже были обнаружены документы, подтверждающие авторство Шолохова в романе. А именно – найдены рукописи первых двух книг «Тихого Дона».

В 1999 году в ходе беспрецедентного расследования, проведённого Институтом мировой литературы им. А.М. Горького при содействии МВД и лично энтузиастов-исследователей творчества Шолохова, была обнаружена оригинальная рукопись первых двух книг романа — тех самых, которые вызывали больше всего нареканий по части авторства (версия про белого офицера). Это была та самая рукопись, написанная в основном рукой Шолохова (а частично его жены), которую автор предоставлял комиссии Серафимовича для проверки в ходе первого скандала о плагиате.

После завершения работы комиссии молодой писатель, который был постоянно под колпаком советских спецслужб и имел основания волноваться за судьбу оригинала, спрятал его у своего верного друга Василия Кудашева, в Москве. Кудашев, уходя на Великую Отечественную, оставил рукопись на сохранение жене, Матильде Емельяновне. Почти в каждом письме с фронта Кудашев писал жене, прося передать Шолохову, чтобы вызвал его на пару дней в Москву, чтобы вернуть рукопись писателю. Возможно, он предвидел свою скорую смерть. Но к тому времени Шолохов уже употребил своё влияние на то, чтобы Кудашеву дали офицерское звание, прикомандировали к военной газете и дали спецпаёк, и просить о чём-то ещё раз ему было неудобно. Как раз в этот период армия, в которой состоял Кудашев, попала в окружение, и Василий погиб. Вдова решила про себя, что виноват в этом никто иной, как Шолохов, не выполнивший просьбу покойного: а если бы вызывал мужа, тот был бы жив. И она решилась на преступление: утаить рукопись. Шолохову и всем исследователям его творчества после смерти писателя лгала, что рукопись потерялась при переезде на другую квартиру. А сама решила продать её через посредника.

Таким образом, вопрос об авторстве был решён в пользу Шолохова. Найденные рукописные черновики доказали, что именно он написал знаменитый роман, пусть и в относительно раннем возрасте.